почти век хранились в российском
Госархиве. Как они туда попали — не известно, их подлинность тоже
неочевидна. Однако сегодня его дневник был опубликован. На расшифровку
текста ушло несколько лет, однако сейчас признается, что тетради писал
не сам Распутин.
В дневнике Распутин, или некто выступающий от его имени,
рассказывает о своем предназначении и целительской силе, нежно пишет о
Маме, императрице, и пренебрежительно о Папе, императоре: «Сними с него
корону — и в десятке не отличишь».
Сотрудницы архива пытается разобрать почерк Распутина на одной из
его записок. «Милый, дорогой, извиняюсь за какое-то беспокойство.
Плачет, горько просит», — читает женщина написанное.
Григорий Ефимович писал коряво, путано и малограмотно. Вместо
адреса писал: «енералу такому-то», а подписывался через «о» — Роспутин.
Поэтому то, что публикация громко называется «дневниками Распутина» в
Государственном архиве сухо именуется «тетрадями».
Они хранятся здесь с 20-х годов прошлого века, когда все
документы из дворцов грузили сюда коробками. Для советских историков
рабочее движение было важнее дворцовых интриг. Но даже им было ясно,
эти тетради не Распутин писал, и ясно это любому, кто сличит почерк
Распутина с тетрадями.
Елена Чиркова, начальник отдела хранения императорских фондов
Государственного архива РФ: «Я думаю, что он говорил не более
членораздельно, чем писал. Поэтому, конечно, в тетрадях текст очень
приглаженный».
В архиве помнят, как копировал документы их нынешний издатель.
Несколько лет ушло на расшифровку и подготовку текста. И теперь даже он
оговаривает: это кто-то за Распутиным записывал.
Даниил Коцюбинский, кандидат исторических наук: «Вопрос о том,
подлинен этот документ или подделен, требует дополнительного
исследования. Равно как отдельным является вопрос о том, даже если этот
документ и не подлинный, сделан ли он на основе какого-то подлинного
протографа, то есть, каких-то подлинных надиктовок Распутина».
Несколько тетрадей, заполненных аккуратным подчерком, в которых
грамотно и почти литературно стилизованно излагаются мысли Распутина на
разные темы. Тут даже записаны откровения о том, как он получил
мистическое влияние на царскую семью.
«Задумался Бадма и говорит: «Сие большим шарлатанством
почитается, одначе есть такое. Дам я тебе несколько платков шелковых.
Повяжешь им голову, будто туман какой, точно пьянеешь. Приятно и легко.
И уже ни за что не отвыкнешь». А как я ей сказал, что повязываясь, мое
имя поминать должна и обо мне думать, то, конечно, она верила, что сия
сила от меня, Григория, исходит. Более пяти лет я семи платками Ее и
Его тешил», — говорится в записи.
Для историка подобные тетради вряд ли служат опорой в
изысканиях. Это скорее повод узнать настроение общества накануне
революции. И уж, конечно, не сенсация. Просто еще один миф в коллекцию
мифов о странном старце.
К тому же, в истории уже были прецеденты. Историк Щёголев после
революции выпустил поддельные дневники фрейлины Вырубовой, чтобы
дискредитировать дом Романовых.
Сохранилась фотография Распутина с поклонницами. Ведь и они
могли записывать изречения старца, а вот под диктовку ли, по памяти ли,
так и остается тайной.
В архивной папке — 102 страницы, написанные от лица Распутина,
но уже первые переписчики слово «дневник» берут в кавычки и помечают в
скобках примечание: писаны якобы под диктовку «Р», то есть Распутина.
Любому историку понятно, что это писала не распутинская рука.
Это писал человек, возможно, Распутина искренне почитавший. И где здесь
фантазии писавшего, где фантазии самого Распутина, а где историческая
реальность, уже никакой науке разобраться не под силу.
Роль Распутина в агонии великой империи долго еще будет
предметом спора историков, но один человек в гибнущей стране ему точно
был благодарен. Над сомнительными тетрадями в архиве копия
собственноручного рисунка царевича Алексея.
Больной ребенок мог рисовать, когда именно малограмотный мужик
Распутин облегчал его страдания. Теперь все, что осталось от их разных
судеб, объединили общие полки в архиве, только цифры на коробках
разные, передает телеканал НТВ.
|